МДОУ- детский сад «Сказка»

"Роль книги и литературы в формировании нравственности и воспитания патриотизма"

19 марта — 19 апреля

 19 марта в районной библиотеке прошёл круглый стол. Воспитатель Зенина Елена Владимировна представила вниманию коллег фото-презентацию и доклад: "Роль книги и литературы в формировании нравственности и воспитания патриотизма"  с детьми  в нашем  детском саду. 

 

                                                  Подготовила воспитатель
                                                  МДОУ - детский сад «Сказка»
                                                  р.п. Романовка Романовского района
                                                  Саратовской области:
                                                  Зенина Елена Владимировна

 


Всем хорошо известно, что без чтения нет настоящего образования и воспитания. Однако, чтобы чтение вело к приобретению этих качеств, оно должно быть целенаправленными и системным.

Наш детский сад «Сказка» работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Н. Васильевой. Эта программа не требует научить детей читать до школы. Но в каждой возрастной группе есть образовательная область «Чтение художественной литературы». Её содержание направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение ряда задач: в том числе первичных ценностных представлений о нравственности и патриотизме.

Средствами нравственного и патриотического воспитания являются детская литература – красочные книги, изобразительное искусство, музыка.

Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

В каждой группе детского сада есть своя детская библиотека, где собраны книги на различную тематику, согласно возрасту детей.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В книжном уголке ребенок  имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников.

 В наших книжных уголках периодически выставляются книги, портреты их авторов согласно календарно-тематическому плану рабочей программы воспитателя.

Так, в младших группах большее предпочтение отдается книжкам -картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», и др.

В старших группах для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги выставлены стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью. Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы: В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры, проводятся литературные викторины по прочитанным произведениям одного из писателей.

Произведение устного народного творчества формируют  не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

В средней и подготовительной группе имеется уголок по патриотическому воспитанию, где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного поселка, края, страны.

Вопросы нравственного и патриотического воспитания обсуждаются на пед.советах, родительских собраниях.

Совсем недавно у нас прошел районный семинар «Гражданское воспитание в детском саду». Где на примере русского фольклора мы показали нравственное и патриотическое  воспитание в группах ДОУ.

У нас активно культивируется совместное чтение. На основе коллективного чтения мы формируем условия для обмена мнениями о прочитанном, для его обсуждения, и более того, для демонстрирования своего понимания, что особенно характерно для детей.

Педагоги организуют тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.

Так, например, готовясь, к празднику Дню Защитника Отечества в средней группе нашего детского сада с детьми проводилась предварительная работа, проводились беседы на военную тематику, детям показывали иллюстрации пограничников, военных, читали стихи, разучивали песни. И в результате мы подготовили «богатырское состязание» с участием художественных персонажей русского богатыря Ильи Муромца и Василисы Прекрасной. В состязании активно участвовали как и дети, так и их родители (папы).

Таким образом, можно сделать следующим вывод, что художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Мы не ждем от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но в результате педагогической работы дети располагают знаниями о названии страны, ее географии, символике, о людях прославивших свою Родину, свой родной край. Дети проявляют интерес к приобретенным знаниям, читают стихи, поют песни. Поэтому задача по воспитанию любви к Родине и толерантному отношению к людям Земли выполняется в пределах доступных дошкольному возрасту.

Свою работу мы рекламируем среди руководителей дошкольных учреждений.

А помогают нам реализовывать наши планы наши руководители района Швецов Николай Викторович, Щербаков Алексей Иванович, Калинина Людмила Геннадьевна и конечно наш депутат Суровов Сергей Борисович.

Чем они нам помогают, спросите вы? Улучшением условий жизни, развития детей и созданием современной развивающей среды


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.